Отменят ли ЕГЭ: за и против. «Чем остальные школьники хуже крымчан? Что нас ждет

В четверг, 2 июня, в России стартует второй обязательный экзамен на аттестат средней школы - математика базового уровня. Хотя ЕГЭ в этом году отмечает юбилей - 15 лет, страсти вокруг него не утихают. Парламент Карелии внес в Госдуму очередной законопроект об отмене Единых экзаменов с 2017 года. Карельские депутаты считают, что он «вредный и разрушает систему образования». Аналогичные предложения по возврату советских билетов есть у думских фракций ЛДПР и КПРФ. Но эксперты образовательной отрасли считают, что ничего отменять уже не надо. Экзамен и так медленно эволюционирует к прежней системе. Могут ли отменить ЕГЭ - разбиралась «Лента.ру.»

«Не так давно Карелия прославилась тем, что выпускники средних общеобразовательных школ ЕГЭ сдали очень плохо и процент двоек был запредельный, - пояснил зампред комитета карельского ЗАКСа по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Александр Гаврилов. - После этого зашел разговор о том, что его нужно отменить».

Как жалуется карельский депутат, погоня за хорошими оценками привела к тому, что педагоги начали не учить, а натаскивать школьников на тесты. Реальных знаний дети не обретают. Для получения свидетельства об окончании средней школы ребятам достаточно сдать математику и русский. При этом минимальный аттестационный порог на тройку очень низкий. С заданиями справится даже пятиклассник. У ребят пропала мотивация учиться.

Карельские политики предлагают вернуться к привычным контрольным работам с разным уровнем сложности. Год назад парламент Карелии уже выступал с подобным законом. Тогда Госдума забраковала предложение. Вероятно, такая же судьба ожидает и свежую инициативу. Кстати, на рассмотрении в Госдуме с января уже находится аналогичный законопроект, подготовленный фракцией ЛДПР.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию, представитель фракции КПРФ Олег Смолин напоминает, что в секретариате парламента также давно завис законопроект и от коммунистов «Об образовании для всех». Одна из главных его опций - перевод Единого экзамена на добровольный режим. Кто хочет - выбирает аттестацию по «советским» билетам, остальные сдают тесты. Но литература, наряду с математикой, по замыслу авторов, должна сдаваться обязательно. Поскольку именно гуманитарные предметы - «мощное духовно-нравственное средство воспитания». «Надо менять саму идеологию экзамена, - объяснил «Ленте.ру» Смолин. - Вместо жутких комиссий, металлоискателей, проверки документов, сопровождения чуть ли не в туалеты, надо дать право выбора. Мы приводим в пример, как экзаменовали Александра Пушкина. Он читал свои стихи. И мы считаем: хорошо пишешь - выбирай сочинение, хорошо говоришь - сдавай экзамен устно». Тем, кто предпочтет тянуть билеты, для поступления в вуз придется сдавать экзамены также по-старинке: институтским приемным комиссиям.

При этом Смолин уверен, что никаких препятствий для отмены обязательного ЕГЭ нет. Нужна лишь политическая воля. По его словам, есть уже пилотный регион, где технология отработана. В республике Крым с 2014 года Единый экзамен выпускники пишут по желанию. В Минобрнауки говорят, что, возможно, льготу продлят и на 2017 год. «Ну если там можно, почему не распространить на всю Россию, чем остальные школьники хуже крымчан?» - возмущается Олег Смолин.

Эксперты из образовательной отрасли отмечают, что «антиегэшные» инициативы депутатов - скорее пиаровский ход перед грядущими выборами в федеральный парламент. «Реальность такова, что каким бы ни был этот экзамен, за 15 лет к нему уже привыкли. Прыгать с ветки на ветку, с одной формы сдачи экзамена на другую с таким диапазоном - нездорово и нездорово, - скептически замечает заместитель директора Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Елена Косарева.- Это всегда напряжение, всегда непонятные условия и всегда, в конце концов, какие-то нарушения, недосказанности и недоговоренности».

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Как говорят педагоги, экзамен и так, без революционных инициатив, потихоньку видоизменяется. Появилось сочинение, в иностранном языке - устные ответы. Тестовой части, которую критики особенно ругали и называли «угадайкой», сегодня нет в семи из четырнадцати предметов. В том числе в русском языке, математике, литературе и истории. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов пообещал, что в следующем году тесты исчезнут из заданий по физике, химии и биологии. То есть ЕГЭ без революционных мер постепенно возвращается к обычным контрольным, которые были в советское время.

«По долгу службы мне приходится работать и с выпускниками школ, и со студентами, - говорит сопредседатель центрального совета межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность", преподаватель Уральского федерального университета Дмитрий Трынов. - Я знаю, как выглядит ЕГЭ по обществознанию. Совершенно нормальная технология. И думаю, она объективно способна оценить уровень знаний. Если ребенок не знает предмет и совершенно ничего не учил, за год его невозможно "натаскать". Но другое дело, что уровень преподавания в школах сейчас оставляет желать лучшего. И я не думаю, что в этом виноват ЕГЭ. Ученик, у которого "отлично" по обществознанию по результатам работы в четвертях, самостоятельно, без помощи репетитора не сможет сдать ЕГЭ на 80-90 баллов. То есть на "отлично". В лучшем случае получит 65-70. То есть оценка учеников выше, чем их готовность к ЕГЭ. Не экзамен тут надо реформировать, а саму систему подготовки в школах. Большинство из них не могут нормально готовить учеников».

С ним согласен школьный преподаватель истории в Санкт-Петербурге, сопредседатель независимого профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. По его словам, у современных школ сейчас нет ресурсов на то, чтобы давать качественное образование, которое можно проверить с помощью ЕГЭ. «Мы испытываем жесточайший дефицит квалифицированных, готовых к инновациям кадров, - заявил Демидов «Ленте.ру». - Школы подвергаются слияниям и "оптимизациям", бесконечным проверкам и противоречащим друг другу инструкциям. Поэтому они просто не в состоянии качественно учить. ЕГЭ лишь зеркало, фиксирующее глубокий кризис в сфере образования».

Правда, педагоги боятся, что вооружившимся просьбами общественности образовательным чиновникам, вместо того чтобы совершенствовать учебный процесс, легче угробить саму идею Единого экзамена. Сейчас это, собственно, и происходит.

«Уже сегодня экзамен откатывает назад и теряет те завоевания, ради которых создавался, - беспокоится Дмитрий Трынов из Уральского университета. - Единственное преимущество ЕГЭ состояло в том, что он давал абитуриентам из разных регионов страны равные возможности при поступлении в учебные заведения. Но сейчас элитные вузы, в том числе Московский госуниверситет, Высшая школа экономики и другие, практически отстояли свое право на то, чтобы принимать абитуриентов не по результатам ЕГЭ, а вводить свои дополнительные экзамены. Эта система лазеек дискредитирует саму идею независимой оценки качества знаний».

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий отменить ЕГЭ. С соответствующей инициативой выступили депутаты Заксобрания Карелии, которые считают, что для того чтобы сдать ЕГЭ, достаточно иметь уровень знаний пятого класса.

— В настоящее время для получения аттестата о среднем общем образовании выпускнику достаточно сдать на минимальный балл всего лишь два единых государственных экзамена — по русскому языку и базовый экзамен по математике. Аттестационный порог этих экзаменов крайне низок, его в состоянии преодолеть каждый успевающий пятиклассник. Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровень знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится не обязательно. Выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников. В ситуации, когда качество обучения в различных школах различается в десятки раз, и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким. Любая попытка усложнения заданий ЕГЭ приведет к массовым провальным результатам, — сетуют карельские депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

— В законопроекте предложен выход из сложившегося положения, который состоит в оценивании результатов выпускных экзаменов с учетом индивидуальных достижений обучающихся. Это предложение может быть реализовано путем восстановления традиционных государственных выпускных экзаменов (далее - ГВЭ). Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации, ведущей к деградации образования. Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить, — уточняют законотворцы.

Кроме того, депутаты предлагают экзамен по русскому языку сделать добровольным, наряду с другими испытаниями, а в качестве «классического» экзамена по русскому языку рассматривать итоговое сочинение. Вместо ЕГЭ по математике народные избранники рекомендуют проводить выпускную контрольную работу нескольких уровней сложности, основанную на программах 10-11 классов.

— Восстановление обязательного ГВЭ по математике и русскому языку не должно быть одномоментным, предлагается его поэтапное введение. В первые два учебных года после принятия федерального закона выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы. В остальных школах выпускная аттестация проводится по оценкам текущей успеваемости. Через два года ГВЭ по математике и русскому языку становится обязательным для всех, — объясняют авторы инициативы, добавляя, что принятие данного закона точно не вызовет негативных социальных последствий, связанных с перестройкой системы образования.

Впервые ЕГЭ был введен в российских школах в 2003 году, однако до сих пор данная система имеет немало противников. Формой и проведением экзаменов недовольны школьники и родители, а также немало депутатов. Недавно в обществе возникли сомнения о том, будет ли ЕГЭ в 2018 году. Далее мы разберем, что планирует Министерство образования в отношении экзамена и какие реформы ожидают .

Почему возникли слухи об отмене экзамена

Недовольство ЕГЭ наблюдается уже давно, однако Госдума приняла во внимание данную проблему в начале 2016 года.

  1. Роман Худяков обратился с просьбой отменить экзамен в Минобразования, задав вопрос, может ли система быть совершенной, если она введена менее чем за год.
  2. Напомним, что в 2002 году России был предоставлен кредит, который использовался на внедрение новой формы экзамена, и уже в 2003 году выпускники школ стали проходить ЕГЭ.
  3. В 2016 году депутаты Заксобрания Карелии выступили с инициативой отменить данный экзамен. Они утверждали, что ЕГЭ снижает качество школьного образования, в результате чего уровень знаний современных учеников гораздо ниже.
  4. Сергей Миронов также придерживается позиции отмены ЕГЭ. Он утверждает, что необходимо вернуться к классическим выпускным экзаменам, ведь именно такая система считалась объективной и одной из лучших в мире.

Данные выступления были растиражированы СМИ, из-за чего среди населения распространились слухи о том, что госэкзамен в скором времени будет ликвидирован.

Отменят ли ЕГЭ в 2018? Официальное мнение властей

В марте 2016 года Дмитрий Ливанов заявил, что до 2018 года ЕГЭ не претерпит особых изменений, добавив об ужесточении управленческих решений, если региональная организация проведения экзамена будет на недостаточном уровне.

Постановления Правительства РФ только вносят изменения в структуру экзамена, но ликвидации экзамена ожидать не стоит. Когда в СМИ появляется информация о грядущей отмене ЕГЭ, представители Минобразования ее опровергают.

Это же касается и ГИА: отмены итоговой аттестации не планируется, однако изменения продолжают вноситься. В ближайшие годы планируется развить систему проведения ЕГЭ и ГИА, что позволит избавиться от недостатков системы контроля над уровнем знаний.

Последние изменения в структуре госэкзамена

  1. В скором времени в ЕГЭ уберут тестовые задания. Экзамен по гуманитарным предметам будет проходить в устной форме, в результате чего ученики перестанут угадывать ответ – вместо этого они покажут качество знаний. Данное изменение касается истории, литературы и обществознания.
  2. Учащимся 11 и 9 классов предоставлена возможность в период учебного года пересдавать экзамен до двух раз, по любому предмету. Можно пересдавать ЕГЭ, чтобы улучшить оценку.
  3. В будущем сдавать ЕГЭ будут только те ученики, которые планируют поступать в вузы. Если какой-либо предмет сдать не удалось, то можно будет обучаться в том учебном заведении, где он не профильный.
  4. В 2017 году полученные в результате экзамена баллы повлияют на общий балл аттестата. В 2019 году количество обязательных предметов достигнет 6 дисциплин – считается, что это расширяет выбор получения высшего образования.
  5. Помимо этого, ЕГЭ планируется проводить не только после 9 и 11 класса, но и по окончанию младшей школы.
  6. Что касается математики и русского языка, то их изменения не коснутся. Однако некоторые специалисты предлагают использовать в сдаче последней дисциплины устную часть.

Итак, ЕГЭ не отменят в 2018 году, однако правительство планирует избавиться от недостатков, которые присущи данной системе оценивания знаний.

Предлагается отказаться от формы единого государственного экзамена, который сегодня признается одновременно и выпускным школьным испытанием, и вступительным испытанием в вузы. Вместо него для школьников последнего класса планируется ввести государственные экзамены, задания для которых будут утверждаться региональными органами, действующими в сфере образования. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение нижней палаты парламента группой депутатов во главе с Владимиром Жириновским .

Согласно документу, полученные до внесения поправок результаты ЕГЭ будут действительны еще четыре года после сдачи экзамена. Вузы, в свою очередь, смогут в течение этого времени принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета. В случае вступления в силу указанных поправок прием на обучение в вузы выпускников, которые не сдавали ЕГЭ, будет осуществляться только на основании результатов вступительных испытаний, проводимых самой образовательной организацией.

По мнению парламентариев, ЕГЭ не позволяет определить реальный уровень знаний обучающихся. "Форма ЕГЭ, требуя от школьников ответы на тестовые вопросы, учит детей только "проставлять галочки в клеточках", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Еще один довод против ЕГЭ заключается в том, что Минобрнауки России довольно часто корректирует правила проведения ЕГЭ. Например, в октябре 2015 года , что в 2016 учебном году будет отменена тестовая часть в экзаменах по географии, истории, информатике и обществознанию. Постоянные изменения порядка ЕГЭ неприменимы по отношению к детям, которые не успевают адаптироваться к процедуре его проведения, считают народные избранники. Среди негативных сторон ЕГЭ депутаты также выделяют тот факт, что самостоятельно подготовиться к ЕГЭ сложнее, чем к классическим экзаменам, и многим детям нужна помощь репетиторов.

Апелляции по каким вопросам не рассматривает конфликтная комиссия государственной итоговой аттестации? Узнайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный на 3 дня бесплатно!

Аналогичной позиции относительно отмены ЕГЭ придерживается и депутат Госдумы Сергей Миронов . Он считает необходимой мерой возвращение к классической системе проверки знаний выпускников школ. "Более объективной не на словах, а на деле являлась вся прежняя система образования, считавшаяся одной из лучших в мире", – подчеркивает он.

Отметим, что это не первая инициатива, направленная на отмену ЕГЭ. К примеру, в марте прошлого года в Госдуму законопроект, которым предлагалось освободить некоторых выпускников школ от сдачи экзамена в такой форме. Тогда речь шла о школьниках, которые в дальнейшем не планируют продолжать обучение в вузах. В ноябре прошлого года указанный документ был отклонен.

Напомним, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ был введен в 2008 году по отдельным предметам (), а впоследствии школьники стали сдавать его по всем основным школьным дисциплинам. Предполагалось, что данное нововведение искоренит коррупцию в сфере образования, а также обеспечит эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников за счет единых заданий и автоматической проверки работ.

Каждый год перед проведением ЕГЭ подготовка к экзаменам перемешивается со слухами об его отмене. Любые вносимые в формат экзамена изменения сразу обрастают домыслами обывателей, даря надежды выпускникам на отмену ЕГЭ. И родители, и выпускники хотят знать — отменят ли ЕГЭ в 2019 году или экзамен все же состоится.

Причины слухов об отмене

Первоначально государственная программа экзаменации у многих педагогов вызывала больше положительных эмоций. Введение ЕГЭ освобождало учителей от самостоятельной подготовки экзаменационных материалов и проверки сданных работ. В то же время педагоги были вынуждены усилить контроль за полноценным освоением учебной программы школьниками.

Уже спустя 2-3 года система экзаменации стала подвергаться критике не только учениками и их родителями — педагоги тоже выразили свое недовольство. Несовершенство системы оценки знаний было очевидно всем, особенно учителям, знающим реальные возможности своих выпускников. Высокий уровень стресса и объективно некорректные задания лишали достойных учеников хороших отметок.

С каждым годом волна недовольства росла — учителя в голос утверждали о неточностях в тестах и неверно выставленных баллах сильным и слабым ученикам. Были даже попытки обращений в суд по поводу отмены такого формата экзамена. Постоянное недовольство особенностями итоговой аттестации знаний выпускников школы со стороны разных лиц, задействованных в образовательном процессе и привело к регулярному появлению слухов об отмене такого формата экзамена. Одновременно с этим такие домыслы подогревает и само Министерство образования — ежегодно ЕГЭ видоизменяется, что позволяет многим думать о том, что рано или поздно этот формат экзамена изживет себя.

Состоится ли отмена ЕГЭ?

И предыдущий, и действующий министр образования придерживаются единого мнения по вопросу формата экзаменации выпускников школы. На вопрос отменят ли ЕГЭ в 2019 году они оба отвечают отрицательно. Государство вложило много средств в разработку и реализацию полномасштабной оценки знаний школьников, поэтому отмена не планируется.

Дело не только в материальных вложениях в этот формат экзамена — при всех его недостатках у него есть пара очевидных достоинств. Оба плюса очень весомы, только из-за них не стоит полностью менять формат оценки знаний. Речь идет о таких вещах:

  1. Снижение уровня коррупции в школах.
  2. Реальное повышение знаний у выпускников.

Теперь для получения аттестата нужны хотя бы минимальные знания, а покупка годовых оценок для своих деток теряет смысл. Сдача экзамена лишь при «своих» учителях позволяла за определенную плату немного повысить итоговую оценку. Сейчас реализовать это намного сложнее — наблюдатели и педагоги из других школ не позволят подсказывать верные ответы нерадивым ученикам.

В итоге школьники вынуждены реально приступить к учебе, не пытаясь усилиями родителей «получить» хорошую отметку. При этом чиновники сферы образования ежегодно анализируют недостатки системы, меняя ее, что еще сильнее способствует более активному освоению знаний школьниками. Поэтому ждать, что отменят ЕГЭ в 2019 году не стоит — экзамен состоится, хотя и в очередной раз немного поменяет свою форму.

Модернизация формата экзамена

По сути единый государственный экзамен с каждым годом все менее похож на изначальную версию. Главными изменениями признан уход от задуманной тестовой экзаменации. Ежегодно тесты подвергались жесткой критике, модернизировались и потихоньку сдали свои позиции. Тестовая часть ЕГЭ постепенно уменьшается, но это не говорит о том, что сам экзамен будет упразднен.

Не стоит гадать отменят ли ЕГЭ в 2019 году или в каком-то другом — единому государственному экзамену быть, только в новой форме. Смена формата одновременно упрощает сдачу экзамена и усложняет этот процесс. Достойным ученикам станет проще подтвердить свой уровень благодаря развернутым письменным и устным ответам, а нерадивым школьникам придется постараться, чтобы хоть как-то сдать экзамен и получить аттестат. Хотя и для них делают послабления, позволяя пересдавать экзамены.