Услуги иностранных перевозчиков и экспедиторов: когда российский клиент становится налоговым агентом. Налогообложение при международных перевозках Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

Вопрос: ...Организация заключает договор перевозки экспортных и импортных грузов с иностранной компанией (Германия). Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию? ("Московский налоговый курьер", 2002, n 24)

"Московский налоговый курьер", N 24, 2002
Вопрос: Организация осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
- организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;
- заключить от своего имени договор перевозки;
- обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.
Перевозчиком экспортных и импортных грузов является иностранная компания (Германия).
Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 августа 2002 г. N 26-12/39585
В соответствии со ст.246 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2002 г., плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
К доходам, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, не связанным с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство и подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, согласно ст.309 НК РФ относятся доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками в целях гл.25 НК РФ понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве. Это положение применяется и в отношении доходов от эксплуатации речных судов.
Выражение "международные морские и воздушные перевозки" для целей указанного Соглашения означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, за исключением случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы от международных перевозок автомобильным транспортом не подпадают под действие ст.8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996. Это означает, что налогообложение доходов от деятельности по осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом подпадает под действие ст.7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" указанного Соглашения.
С учетом рассмотренных выше положений Соглашения доходы резидентов Германии от осуществления деятельности по международным перевозкам автомобильным транспортом, не приводящей к образованию постоянного представительства, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации (основание: Письмо МНС России от 09.07.2002 N 23-1-13/2-942-Ш750).
В соответствии с пп.4 п.2 ст.310 НК РФ в случае выплаты доходов иностранным организациям, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, налоговым агентом не производится удержание налога на доходы при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.
В целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами ст.312 НК РФ обязует иностранную организацию представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местопребывание в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органом иностранного государства.
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
В качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
- "Подтверждается, что компания ___ (наименование компании) ___ является (являлась) в течение ___ (указать период) ___ лицом с постоянным местопребыванием в ___ (указать государство) ___ в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР / Российской Федерацией и ___ (указать государство) ___".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуются.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица (основание: Письмо МНС России от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631).
В соответствии со ст.3 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 компетентным органом применительно к Федеративной Республике Германии является федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
А.А.Глинкин

1) Какие документы мы должны иметь от иностранного перевозчика груза, чтобы принять к учету стоимость перево зки? Акты, договора, инвойсы? Н а каком языке? Какой формы...видимо их акты будут отличаться от наших...? 2) НДС, сборы, пошлины уплачены мной в таможню одной платежкой. Видимо надо было разными? Какие теперь подтверждающие документы о сумме уплаченного НДС я должна предоставить в нал оговую, чтобы взять ндс в зачет

1) согласно разъяснениям контролирующих органов, при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная. Она должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR. Кроме того, подтвердить услуги по переводке могут любые документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры и т. д.). При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности);

2) в Налоговом кодексе не сказано, что компания должна выделять НДС в платежном поручении на перечисление таможенных платежей. Поэтому, даже если в платежном поручении на перечисление таможенным органам нет разбивки по видам платежей (НДС, таможенная пошлина, сборы) отказать в возврате НДС налоговая не может. В качестве документа, подтверждающего право на вычет при импорте товаров нужно представить платежку на общую сумму таможенных платежей.

Наряду с платежными документами, свидетельствующими об уплате НДС на таможне, можно использовать подтверждение по форме, утвержденной приказом ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Этот документ подтверждает уплату НДС при импорте товаров и выдается таможней по требованию организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.

1.Статья: Общие правила

Требование о применении транспортной накладной, форма которой утверждена российскими правилами перевозок грузов (ППГ), на международные автоперевозки не распространяется.*

Особенности налогообложения международных автоперевозок мы не рассматривали. Тем не менее кратко охарактеризуем международные требования к документам.

Договор перевозки устанавливается накладной (ее именуют CMR-накладной). Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком (транспортным агентом). Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (ст. 4 , п. 1 ст. 5 КДПГ). Накладная удостоверяет принятие груза перевозчиком (п. 1 ст. 9 КДПГ).*

Но специальной формы накладной КДПГ не устанавливает. В Конвенции лишь перечислены сведения, обязательные для отражения в накладной. А также сообщается, что договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое сочтут необходимым (ст. 6 КДПГ).

Отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).

По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной. Он выдает расписку в принятии груза (п. 1 ст. 13 КДПГ).

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.*

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:

  • первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
  • другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.*

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П , определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09 , постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы. В этом случае для их подтверждения потребуются другие документы. Например, для подтверждения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет одних только кассовых чеков недостаточно. В кассовом чеке нет наименования должностей и подписей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее правильное оформление. Кроме того, кассовый чек свидетельствует лишь о факте оплаты товаров (работ, услуг) (п. 2 Положения , утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470). Поэтому для подтверждения соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли помимо кассового чека нужно иметь:

  • авансовые отчеты;
  • товарные чеки;
  • квитанции к приходному кассовому ордеру.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 июня 2013 г. № ЕД-4-3/3/11515 .

Ситуация: как подтвердить расходы на приобретение имущества за границей. Покупателем является зарубежное представительство российской организации. Имущество принято на учет головным отделением организации в России

Подтвердить расходы, понесенные при приобретении имущества (работ, услуг) за границей, можно документами, оформленными в соответствии с нормами делового оборота страны, в которой совершена сделка.

При приобретении имущества (работ, услуг) такими документами могут быть контракты, передаточные акты, счета, а также документы, подтверждающие, что с продавцом (исполнителем) рассчитались.* Кроме того, для обоснования затрат, понесенных за границей, можно использовать документы, косвенно подтверждающие факт расходов (таможенные декларации, приказы о командировках, проездные документы и т. п.). Такой вывод позволяет сделать пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык (абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Объясняется это тем, что официальное делопроизводство во всех организациях ведется на русском языке как государственном языке России* (п. 1 ст. 16 Закона от 25 октября 1991 г. № 1807-1 ,ст. 68 Конституции РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-05/23 , от 20 марта 2006 г. № 03-02-07/1-66 .

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Документальное оформление

Документами, подтверждающими право на вычет при импорте товаров, являются:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет);
  • таможенная декларация;
  • платежные документы.*

На практике для уплаты НДС при ввозе товаров некоторые импортеры перечисляют на счет таможни аванс, из которого при возникновении обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). По мере списания этих сумм в счет уплаты НДС импортер при соблюдении установленных правил может применять налоговые вычеты. При этом у таможни следует запросить Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (п. 4 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данный отчет (наряду с документами, перечисленными выше) является подтверждением факта использования аванса на уплату налога.

Принимать к вычету суммы авансовых платежей до их зачисления в счет уплаты НДС импортеры не вправе. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-08/158 .

При ввозе импортного товара счет-фактуру не оформляйте. Данные таможенной декларации (номер и дата, сумма НДС) и платежного документа, подтверждающего фактическую уплату налога на таможне, зарегистрируйте в книге покупок (п.17 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Таможенные декларации (их копии, заверенные руководителем организации или главным бухгалтером) и платежные документы, подтверждающие уплату НДС, храните в течение четырех лет (абз. 5).

Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ <Перевозка>. Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ "Отранспортно-экспедиционной деятельности", другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, "идут навстречу" пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН и в графе "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевой лист

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе <Заказчик> Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

Талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

Акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Вопрос: ООО осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции в качестве Экспедитора, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

Организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;

Заключить от своего имени договор перевозки;

Обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.

Для оказания услуг по договору транспортной экспедиции ООО заключает договоры перевозки с третьими лицами (далее Перевозчиками).

Перевозчиками экспортных и импортных грузов являются российские и иностранные компании.

Во время международной грузоперевозки транспортное средство с грузом проходит международные автомобильные пункты (МАПП). При прохождении МАПП работники таможенных органов проставляют отметки или печати в таможенных декларациях, в международной транспортной накладной (CMR) о вывозе/ввозе товара.

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. В него входят:

Контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

В НК РФ содержится требование о предоставлении экспедитором документов, подтверждающих право на применение ставки 0% по НДС в случае реализации в/за пределы таможенной территории ЕАЭС. В числе подтверждающих документов необходимо предоставить Декларацию на товары и Транспортный документ (в случае вывоза автомобильным транспортом CMR) с отметками таможенных органов "Вывоз разрешен" (проставляется выпускающей таможней) и "Товар вывезен" (проставляется в таможенном пункте на пересекаемой границе).

В настоящий момент при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС применяется упрощенное таможенное декларирование (УТД) без досмотра груза. Таможенные органы не ставят отметки и печати, указанные выше, на CMR накладной. Таможенные органы не дают четкой информации о причинах отсутствия печатей таможенников в СМР, ссылаясь на: п. 4 ст. 163 Таможенного кодекса Таможенного союза - убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

В соответствии со ст. 204 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларация на товары подается в электронной форме.

На основании вышеизложенного просим дать пояснения по следующим вопросам:

1. Нужна ли на CMR отметка таможенных органов (МАПП) о вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС в целях подтверждения ставки НДС 0 процентов?

2. Допускается ли отсутствие отметки "Выпуск разрешен" в накладной CMR для подтверждения ставки 0% по НДС?

3. Каким иным документом можно подтвердить факт пересечения границы в качестве подтверждения 0% НДС для налогового органа, в случае, если на CMR-накладной отсутствуют отметки и штампы таможенного органа, а декларирование товара производилось в электронном виде?

4. Какие документы необходимо предоставить в налоговой орган для подтверждения ставки НДС при условии, что товар был вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС и декларирование было электронным?

Ответ: В связи с письмом по вопросу документального подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации.

Правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг подтверждается документами, предусмотренными пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копиями транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации). При этом представление таможенной декларации (ее копии) для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, налогоплательщикам, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки, в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, проставленными согласно соответствующим актам таможенного законодательства, регламентирующим порядок их проставления.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Обзор документа

Приведена информация по вопросу документального подтверждения нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров.

В целях подтверждения в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов.

С 1 января 2011 г. установлен новый порядок обложения НДС услуг по международной перевозке товаров.

Международная транспортировка товара может осуществляться как иностранными компаниями, так и российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями.

Для целей обложения НДС транспортировка товара является услугой. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Следовательно, услуги по перевозке и (или) транспортировке импортного товара подлежат налогообложению в ситуации, когда местом их реализации признается территория Российской Федерации. Применительно к услугам по перевозке и (или) транспортировке место реализации определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Согласно данной норме местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

Услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;

Пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Единовременное выполнение данных условий приводит к возникновению объекта обложения НДС. Следовательно, если услуги по транспортировке оказывает иностранная компания, то местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается. Российская организация - заказчик услуг в данном случае не приобретает обязанности налогового агента в силу отсутствия объекта налогообложения.

В соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

Контракт, заключенный с иностранным перевозчиком;

Документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налогообложение услуг по международной перевозке товаров производится по налоговой ставке - 0 процентов (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Под международными перевозками товаров для целей применения ставки 0% пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ понимает перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории Российской Федерации.

Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

Услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

Участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов;

Завоз-вывоз грузов;

Погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

Информационные услуги;

Подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов;

Платежно-финансовые услуги;

Таможенное оформление грузов и транспортных средств;

Разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

Розыск груза после истечения срока доставки;

Контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

Перемаркировка грузов;

Обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

Обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

До 1 января 2011 г. при оказании транспортно-экспедиционных услуг по ставке НДС 0% облагались услуги по организации перевозок грузов между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации. Транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозок ввезенных на территорию Российской Федерации грузов между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, а также иные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов, как между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, так и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, и между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагались НДС по ставке 18%.

При этом транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, подлежат обложению НДС по ставке 0% независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Условием для применения ставки 0% является представление в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ (Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-08/73).

В случае оказания данных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%. Например, от морского порта, через который товары ввезены на территорию Российской Федерации, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

Порядок документального подтверждения права на применение ставки 0% изложен в п. 3.1. ст. 165 НК РФ. В частности, в данной норме установлено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

При ввозе товаров воздушным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта погрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров железнодорожным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.

Указанные документы, представляются одновременно с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Если налогоплательщик в течение 180 календарных дней не представит указанные документы в налоговый орган, то услуги международной перевозки товара будут облагаться по ставке 18%. Днем, начиная с которого отсчитываются 180 календарных дней, является дата проставления таможенными органами отметки на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.