Министерство здравоохранения украины Винницкий национальный медицинский университет им. М.И. Пирогова. Анамнез - что это такое? Сбор анамнеза жизни

Представляет собой совокупность данных, которые были получены от самого пациента и его родственников при проведении медицинского обследования. Сбор анамнеза считается неотъемлемым этапом осмотра и консультации пациента. Схема сбора анамнеза помогает врачу правильно провести опрос, подобрать подходящее лечение и меры профилактики болезни. Иногда анамнез дает возможность точной постановки диагноза без дополнительных обследований.

Как проводится сбор данных

Методика сбора анамнеза имеется перечень конкретных вопросов о перенесенных ранее патологиях, оперативных вмешательствах, о полученных травмах, информации о начале и течение заболевания, о наследственности, о реакциях гиперчувствительности и условиях проживания больного.

Это важно!

Хорошо известно, что психологический настрой влияет на скорость прогрессирования заболевания и результаты проведения лечения. От того, каким образом пройдет беседа, зависит психологическая сопоставимость врача и пациента.

В медицинской науке был разработан специальный план сбор данных истории заболевания:

  • Ощущения и жалобы пациента.
  • Симптомы заболевания.
  • Анамнез жизнедеятельности больного — особенности жизни, которые могли стать причиной формирования патологии, условия работы и отдыха.
  • Анамнез наследственности — имелись ли подобные патологии у ближайших родственников пациента, в какой степени родства находятся эти люди.

Это важно!

Как правило, для конкретных болезней имеются конкретные жалобы. В связи с этим, врач должен из всего разнообразия признаков установить основные и задавать больному наводящие вопросы об этих признаках и их прогрессировании.

Например, когда пациента жалуется на боль в области живота, необходимо уточнить её локализацию, версию развития, присутствие дополнительных признаков, таких как тошнота с рвотой, нарушение стула и т.д.

Схема сбора анамнеза

  1. Указываются данные о больном.
  2. По каким причинам, и в какой ситуации больной был направлен на консультацию.
  3. История развития присутствующей патологии:
    • Информация о симптомах болезни, описание связи между проявлениями и соматическими отклонениями, социальными и психологическими нарушениями.
    • Влияние развивающейся болезни на работоспособность пациента, взаимоотношения с окружающими его людьми.
    • Сопутствующая бессонница, потеря аппетита и полового влечения.
    • Лечение, которое ранее применялось другими врачами.
  4. Сбор данных семейного анамнеза:
    • Отец — его возраст, состояние здоровья, трудовая деятельность и характер отношений с пациентом.
    • Мать — те же данные, что и об отце.
    • Родные сестры и братья пациента — имена, возрастная группа, семейное положение, работа, личностная характеристика, психические патологии и характер отношений с пациентом.
    • Социальное положение семьи пациента, а именно условия его проживания.
    • Психические болезни семьи — психические расстройства, алкоголизм, эпилепсия и другие неврологические патологии.
  5. Сбор данных :
    • Развитие в раннем детском возрасте: болезни матери при беременности и при родах, задержки развития, разлука с родителями и последствия разлуки.
    • Здоровье в детском возрасте: тяжелые патологии, особенно болезни центральной нервной системы.
    • Нервная нестабильность в детском возрасте: фобии, раздражительность, застенчивость, странные пищевые пристрастия, заикания, хождение во сне, недержание мочи по ночам, кошмары.
    • Школа: возраст поступления в школу и её окончания, тип школы, успешность обучения, достижения в спорте и других областях, построение отношений со сверстниками и учителями.
    • Образование после школы.
    • Работа: список мест трудовой деятельности и причины их смены, материальный достаток, удовлетворенность местом работы на момент обследования.
    • Военная служба и участие в военных действиях: продвижения и награды, дисциплинарные нарушения, прохождение службы за границей.
    • Данные о цикле менструации у женщин: возраст первой менструации, психологическое отношение к ней, регулярность менструаций, объем выделений, ПМС, возраст менопаузы и развитие дополнительных симптомов, дата последней менструации.
    • Данные о супружеской жизни: возраст бракосочетания, длительность знакомства с супругой или супругом, предшествующие связи.
    • Данные о половой жизни: отношение пациента к сексу, сексуальные отношения в настоящее время, применение контрацептивов, наличие детей, их имена. Пол и возрастная группа.
  6. Социальное положение пациента на данный момент времени: условия проживания, состав семьи и материальные проблемы.
  7. Ранее перенесенные патологии, операции и травмы.
  8. Ранее перенесенные психические патологии: природа их формирования, длительность и характер протекания, результаты лечения.
  9. Характеристика личности пациента:
    • Связи пациента: наличие и количество друзей, их половая принадлежность, степень близости отношений, построение отношений с руководством и сослуживцами.
    • Организация досуга: хобби и интересы, членство в клубах и различных обществах.
    • Преобладающее настроение пациента: беспокойство, тревога, бодрость, оптимизм, пессимизм, самоуверенность или самоуничижение, неустойчивость или стабильность, возможность держать себя под контролем.
    • Характер пациента: замкнутый, обидчивый, нерешительный, ревнивый, злопамятный, раздражительный, эгоистичный, импульсивный, неуверенный в себе, требовательный, суетливый, пунктуальный, аккуратный, педантичный.
    • Взгляды и принципы пациента: религиозные и моральные, отношение к собственному здоровью.
    • Вредные пристрастия: вредная пища, курение, алкоголь или наркотики.

от греч. anamnesis) – в психоанализе: воспоминание, восстановление в памяти пациента событий прошлого, предопределивших его заболевание.

Представление об анамнезе как воспоминании событий прошлого, оказавших воздействие на возникновение невротических симптомов, было выдвинуто Й. Брейером и З. Фрейдом в период их терапевтической деятельности, предшествовавшей становлению психоанализа. В предварительном сообщении «О психическом механизме феномена истерии» (1893) они писали о том, что истерические симптомы исчезают и больше не возвращаются, если удавалось восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов. «Восстановление в памяти события и сопутствующего ему аффекта имело целью позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Для восстановления в памяти пациента события Й. Брейер и З. Фрейд использовали катартический метод: пациент вводился в гипнотическое состояние, способствующее воспоминанию событий прошлого, и заново переживал эти события; в процессе повторного переживания устранялось воздействие ранее неотреагированного первоначального представления, и ущемленный аффект возвращался в сознание, что вело, как предполагалось, к исцелению. Эти идеи были высказаны ими подробнее в работе «Исследования истерии» (1895).

В терапевтической практике З. Фрейд встретился с тем затруднением, что некоторые пациенты не поддавались гипнозу. Поскольку гипноз требовался для расширения памяти, для обнаружения патогенных воспоминаний, то З. Фрейд должен был или отказаться от таких пациентов, или использовать другие методы. Задача состояла в том, чтобы избежать гипноза и в то же время иными средствами добиться у пациентов патогенных воспоминаний. Решая эту задачу, З. Фрейд стал использовать метод «концентрации», «настойчивости» или «психического принуждения»: он уверял пациента, что тот может вспомнить события прошлого; настойчиво требовал, чтобы тот шел в своих воспоминаниях все дальше и дальше. Затем он стал прибегать к «методологической уловке»: надавливал на лоб пациента пальцами рук и настоятельно просил, чтобы тот сообщал ему все, что пришло в голову. При сложном анализе требовалось непрерывное применение надавливания рукой на лоб, так как часто у пациента всплывали воспоминания, являвшиеся средним звеном между исходными и исконными патогенными представлениями.

Терапевтическая работа заключалась, по З. Фрейду, в том, чтобы, преодолевая сопротивления пациента, раскрыть тройное расположение психического материала: выявить «пучки воспоминаний, представляющих собой линейное наслоение друг на друга и образующих определенные темы»; обнажить второй вид размещения воспоминаний, являющихся концентрическим кругом, расположенным вокруг «патогенного ядра»; добраться до материала, составляющего ядро патогенной организации.

В процессе дальнейшей терапевтической деятельности З. Фрейд столкнулся с двумя трудностями: с одной стороны, процедура надавливания пальцами рук на лоб пациента оказывалась не всегда эффективной, так как подчас не вызывала никаких воспоминаний, несмотря на настойчивость и напор врача; с другой – порой сами пациенты говорили о том, что настойчивость, напор, давление со стороны врача не только не способствовали, но, напротив, мешали возникновению воспоминаний. Принимая во внимание эти трудности, З. Фрейд отказался от «методологической уловки» и стал использовать метод «свободных ассоциаций», открывавший простор для спонтанных воспоминаний пациента. Отказ от гипноза и использование метода «свободных ассоциаций» как раз и стали основой для возникновения психоанализа.

Благодаря методу «свободных ассоциаций» удавалось добиться у пациентов таких патогенных воспоминаний, которые уходили своими корнями в раннее детство и оказывались связанными с реальными событиями сексуального совращения, соблазнения ребенка. Основываясь на подобных воспоминаниях, З. Фрейд выдвинул теорию «совращения», объясняющую причины возникновения невроза у человека. Однако вскоре ему удалось обнаружить, что часто пациенты его обманывали, и в действительности речь шла не о реальных событиях детства, а о фантазиях, которым предавались дети и взрослые. Как правило, фантазией совращения ребенок прикрывал инфантильный период своей сексуальной деятельности. Тем не менее для понимания невроза важно, как считал З. Фрейд, выявление воспоминания о травмирующем детском переживании, независимо от того, связано ли оно с реальным событием или фантазией. Для невроза существенное значение имеет не столько физическая, сколько психическая реальность, находящая свое отражение в фантазии человека. Отсюда – одна из основных задач психоанализа, заключающаяся в воспоминании (воскрешении, восстановлении) в памяти пациента травмирующей ситуации, связанной с переживанием в раннем детстве реального или воображаемого события и доведения ее до его сознания с целью последующего сознательного, а не бессознательного, что имело место в прошлом, разрешения внутрипсихического конфликта. Анамнез становится важной, необходимой составной частью аналитической работы, ориентированной на устранение симптомов заболевания и исцеление обратившегося за помощью пациента.

Анамнез

греч. anamnesis - воспоминание) - метод исследования пациента, основанный на целенаправленном стимулировании и системном анализе его воспоминаний о своей болезни, а также как источник сведений о различных событиях его жизни, имеющих к заболеванию прямое или косвенное отношение (биография, профессия, род деятельности, характерологические особенности, образование, сведения о родительской семье и т.п.). В психопатологическом исследовании анамнез имеет исключительно важное или даже незаменимое значение до настоящего времени.

АНАМНЕЗ

греч. anamnesis - воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают А. психиатрический (особенности психического развития, преморбидные черты личности, наследственность, круг интересов и увлечений, успеваемость в учебном заведении, наличие вредных привычек и т.д.), социальный (бытовые условия, характеристика социальной микросреды, взаимоотношения в коллективе, общественное положение), фармакологический (лекарства, получаемые больным и их эффективность, побочные явления, непереносимость по отношению к некоторым препаратам), эпидемиологический (сведения о наличии в местности, где больной проживал, инфекционных заболеваниях, которые могли бы дать основания для предположения о возможности возникновения у него инфекционного психоза). В А. психиатрический входят и выделяемые как самостоятельные разделы А. болезни, жизни, наследственный, семейный.

АНАМНЕЗ

от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгар-ник, "представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы "продольный" срез его жизни". (Б. М.)

АНАМНЕЗ

В переводе с греческого означает "вспоминать", или "воспоминание". 1. Припоминание или способность вспомнить прошлые события. 2. В медицине, персональная история болезни в изложении пациента. Первоначально термин использовался исключительно в отношении утверждений пациента относительно конкретного расстройства и его мнения о важных событиях, предшествовавших этому расстройству, и, с его точки зрения, имеющих к нему какое-то отношение. Многие другие, особенно психиатры, используют этот термин для обозначения любых и всех аспектов истории болезни пациента, включая информацию, полученную и не от пациента, такую как биографические данные, сообщения членов семьи и т.д. Ср. с катамнезом.

АНАМНЕЗ (ANAMNESE)

Анамнез, или предварительная беседа, в обычном медицинском понимании касается прошлых страданий и болезней. Для Милтона Эриксона это означало нечто совсем другое.

К вопросу: «Когда вы почувствовали себя плохо?» - он не забывал добавлять: «А когда вы хорошо себя чувствуете?» или «Опишите мне, что требуется для того, чтобы стало лучше...» и т. д. Он был убежден, что упоминание о позитивном опыте должно вызывать благоприятные ассоциации и на этом следует акцентировать внимание.

Эриксон также считал, что разрешение симптома может не иметь никакой связи с причиной его возникновения. «Следовательно, прошлое не интересовало его с точки зрения поиска в нем причин страданий или симптомов, как ключа к выздоровлению. Как изменить прошлое, исходя из существующей реальности - вот в чем существо вопроса; прошлое - это непосредственно то, что должно быть пересоздано с помощью расширения и усиления скрытых возможностей, проявляющихся при общении с терапевтом. Другими словами, прошлое нужно не расшифровывать, а переплавлять под нажимом будущего» (Roustang, 1990).

«Вероятные ресурсы и описание мироощущения пациента - вот что его в конечном счете интересовало» (Van Dick, 1980). Во время сбора анамнеза «терапевт знакомится с объемом жизненного опыта пациента, с его навыками, которые могут быть использованы в дальнейшем. Пациенты являются пленниками систем, не позволяющих им использовать собственные возможности в своих интересах. Этот навык у людей пока еще не на высоте» (Erickson & Rossi, 1979).

Отметим также, что сбор анамнеза для любого гипнотерапевта - это момент, который стараются использовать для того, чтобы установить контакт с пациентом.

И, наконец, в гипнозе минимум анамнеза позволит уберечься от необдуманных действий (см. предосторожности в гипнозе).

Анамнез

Совокупность сведений, полученных от больного, его родственников и знакомых, а также по имеющимся медицинским документам, о начале и последующем развитии его заболевания (anamnesis morbi), а также о его наследственности и особенностях жизни: врожденные особенности, развитие в детском возрасте, перенесенные и хронические заболевания, подверженность профессиональным и бытовым токсическим воздействиям и пр. (anamnesis vite).

АНАМНЕЗ

психологический) (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. Понятие А. поначалу применялось в медицинской психологии. Здесь с самого начала выделяют «объективный» и «субъективный» А., т. е. получение сведений от окружающего больного людей и от самого больного. В настоящее время понятие А. вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития человека». Заимствование термина А. из медицины не означает прямого переноса в психологию ее методов. Сбор и анализ анамнестических данных является одним из важнейших в арсенале психологических методов изучения личности. Это подтверждается известным высказыванием В.Н. Мясищева о том, что полностью и всесторонне личность может быть изучена «только на основе всей истории жизни личности, поэтому история личности является основным методом и материалом для ее изучения». Весьма близким к анамнестическому методу является биографический метод, который довольно часто, как отмечает М.А. Котик, используется для психологического анализа несчастных случаев и ошибок операторов. Анамнестическое исследование в психологии труда и инженерной психологии предваряет применение многих других методов. Так, личностный подход проявляется в том, что любое психологическое явление рассматривается в связи с другими явлениями и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность, во-вторых, личность человека рассматривается как одно из детерминант его поведения, в-третьих, понимание личности в целом и отдельных проявлений человека возмож- «т но только с учетом истории ее развития. В психологии используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный А. осуществляется в форме бесед с другими людьми, хорошо знающими обследуемого специалиста; 2) субъективный А., т. е. беседа с самим обследуемым; 3) изучение дополнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, результатов деятельности и др. Основная задача практического психолога на производстве - установить факторы, определившие тот или иной путь психологического развития, т. е. значимые обстоятельства жизни человека и степень их влияния на изменение психики.

Как при расспросе пациента врачом выясняется анамнез болезни?

Анамнез болезни – anamnesis morbi. При расспросе (анамнезе болезни) врачом выявляется:

  • когда началось заболевание;
  • как оно началось;
  • как оно протекало;
  • какие проводились исследования и каковы их результаты;
  • какое проводилось лечение и какова его эффективность.

В процессе такого расспроса нередко вырисовывается общее представление о болезни. Выясняя характер ее проявлений, прежде всего следует узнать, остро или постепенно началось заболевание и не предшествовали ли ему подобные симптомы раньше. Необходимо понять возможные причины и условия возникновения заболевания, их связь с переохлаждением или контактом с инфекционным больным. Выясняются условия труда, отдыха, питания. Немаловажное значение имеют различные медицинские вмешательства, применяемые ранее (удаление зуба, инъекции и т. д.), использование лекарственных препаратов. Если с данными симптомами больной обращается впервые, то выясняются его действия, направленные на уменьшение их проявлений. Если у пациента и раньше бывали подобные жалобы, то выясняется частота их возникновения (наличие рецидивов или обострений, периодов ремиссии и их длительность). При этом уточняются ранее проведенные обследования и их результаты, используемые средства терапии (антибиотики, гормоны или сердечные гликозиды и т. д.), эффективность их применения.

Необходимо уточнить непосредственные мотивы, заставившие больного обратиться в данное лечебно-профилактическое учреждение (купирование рецидива, уточнение диагноза и др.).

Врач акушер-гинеколог, высшей категории, эндокринолог, врач УЗИ-диагностики, специалист в области эстетической гинекологии Запись на приём

Врач акушер-гинеколог, эндокринолог, кандидат медицинских наук Запись на приём

Врач акушер-гинеколог, врач УЗИ-диагностики, кандидат медицинских наук, специалист в области эстетической гинекологии Запись на приём

Что такое анамнез. Общий и специальный гинекологический анамнез

Термин «анамнез» довольно часто встречается как в специализированной, так и в популярной медицинской литературе. Как правило, это анамнез (греч. Anamnesis — воспоминание) означает наиболее полную информацию о состоянии здоровья пациентки (текущем и прошлом) и факторах, на него влияющих. Сбор анамнеза является первичным и одним из основныхметодов медицинских исследований. В некоторых случаях, в совокупности с общим осмотром, он позволяет точно поставить диагноз без дальнейших процедур, а также подобрать необходимое лечение. Сбор анамнеза — это универсальный метод диагностики, применяемый в любой области медицины.

В гинекологии условно различают общий и специальный гинекологический анамнез, которые соответственно представляют собой информацию об общем состоянии здоровья женщины, условиях ее жизни и информацию о специфических, сугубо гинекологических особенностях.

Общий анамнез

Специалисты-гинекологи нашего медицинского центра «Евромедпрестиж», включают в общий анамнез следующие характеристики:

  • возраст пациентки;
  • жалобы больной, очевидные симптомы;
  • перенесенные заболевания, в том числе болезни в детском возрасте, болезни других (не половых) органов, различные оперативные вмешательства, травмы;
  • наследственность (сбор информации о заболеваниях, перенесенных родителями и другими ближайшими членами семьи), а также состояние здоровья мужа/сексуального партнера;
  • условия трудовой деятельности и быта, особенности образа жизни.

1Array ( => Беременность => Гинекология) Array ( => 4 => 7) Array ( => https://akusherstvo.policlinica.ru/prices-akusherstvo.html =>.html) 7

Теперь рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

Возраст пациентки играет чрезвычайно большую роль в диагностики различных гинекологических заболеваний. Это обуславливается тем, что анатомические особенности половых органови выполняемые ими функции, во-первых, тесно связаны с возрастными изменениями, а во-вторых, часто зависят от последних. Некоторые явления абсолютно нормальны для одного возраста, однако являются патологией для другого. Например, аменорея (отсутствие менструаций) — нормальное физиологическое явление в детском или старческом периоде жизни, а вот в репродуктивном уже является серьезным свидетельством каких-либо нарушений в организме (гинекологических, эндокринных и тому подобное). Также одинаковые болезненные симптомы в разном возрасте могут говорить о совершенно различных заболеваниях. Такое достаточно распространенное отклонение, как межменструальное кровотечение из половых органов в периоде полового созревания служит показателем нарушений в яичниках. В репродуктивном возрасте оно может являться следствием аборта или воспалительных процессов в матке. А во время менопаузы кровотечение является одним из тревожных симптомов, говорящих о возможных доброкачественных и злокачественных опухолях.

Исходя из совей обширной практики, специалисты нашего медицинского центра могут говорить о том, что для каждого возраста существуют свои наиболее распространенные заболевания. Так, в период полового созревания девочки наиболее часто обращаются к врачу с жалобой на нарушения менструальной функции. В детородном возрасте самыми распространенными нарушениями в половой и репродуктивной системах являются воспалительные заболевания органов малого таза, опухоли яичников и матки, а также травмы половыхи соседних с ними органов, связанные обычно с родами. В свою очередь, в периоде менопаузы увеличивается опасность предраковых гинекологических заболеваний, а в старческом возрасте можно наблюдать у пациенток опущения внутренних половых органов.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит ужасаться количеству возможных заболеваний и отклонений. В том случае, если женщина внимательно относится к своему здоровью и регулярно посещает квалифицированного гинеколога, она в любом возрасте остается в хорошей форме и при отличнейшем здоровье.

Следующий момент, являющийся, пожалуй, ключевым в сборе общего анамнеза, — это жалобы больной, т. е. те причины, из-за которых она собственно и обратилась к врачу. По данным специалистов нашего медицинского центра, большую часть обращающихся составляют пациентки, которых беспокоят боли в половых органах и тазовой области, бели (выделения из влагалища) и кровотечения.

Сбор анамнеза включает и анализ жалоб: при первичном осмотре гинеколог обычно внимательно выслушивает пациентку, задает ей необходимые вопросы, однако не детализирует симптомы. Более тщательный их анализ проводится несколько позже и относится к проблеме специального гинекологического анамнеза. Вместе с тем, в некоторых случаях, особенно при отсутствии сильных болей и других значительных симптомов, врач в состоянии сразу же поставить диагноз. Подобные ситуации возникают тогда, когда гинекологические нарушения (например, аменорея) являются следствием заболеваний других органов (мочевая система, кишечник и т.п.), что требует основного лечения, но уже у специалиста другого профиля.

Многие женщины, приходя на прием к гинекологу, удивляются, когда их расспрашивают о перенесенных ранее заболеваниях. Между тем, это очень важный момент в сборе общего анамнеза и дальнейшей диагностики, так как позволяет практически сразу установить скрытые или отдаленные причины заболевания, а также возможные побочные действия лекарственных средств. Например, определенные препараты не рекомендуются женщинам, перенесшим различные легочные заболевания или имеющим проблемы с сердечно-сосудистой системой. Кроме того, на развитие гинекологических нарушений могут повлиять детские простуды, ангины, инфекции. Будучи не до конца или несвоевременно вылеченными, они способны негативно сказаться на состоянии нервной или эндокринной системы, которые тесно связаны с функциями половых органов. По этим причинам врачи нашего медицинского центра «Евромедпрестиж» на приеме просят пациенток упоминать обо всех отмечаемых ими самими случаях проблем со здоровьем, даже если те кажутся на первый взгляд, незначительными. Этот этап сбора анамнеза характеризуется субъективной трудностью для пациента дифференцировать собственные физиологические проявления и правильно их оценивать.

Также, безусловно, важной является информация о различных наследственных заболеваниях — так называемый семейный анамнез. Его цель заключается в том, чтобы максимально выявить предрасположенность к различным медицинским проблемам и помочь пациентке не допустить их развития. В центре «Евромедпрестиж» акцент в диагностике делается не только на гинекологических заболеваниях, но на всех системах организма. В ситуации, когда врач обнаруживает ту или иную предрасположенность, он посоветует обратить к специалисту соответствующего профиля. Несомненно, такая профилактика самым позитивным образом сказывается на здоровье женщины.

Следующим пунктом сбора анамнеза идет информация об особенностях образа жизни пациентки. Основное внимание здесь уделяется условиям жизни женщины — ее работы, быта и досуга. Стоит знать, что от этих факторов в огромной степени зависит возникновение и формы протекания различных, не только гинекологических, заболеваний, которые негативным образом могут сказаться на физиологическом и функциональном состоянии половой системы.

Так, нарушениям менструальной функции, воспалительным заболеваниям половых органов и предраковым состояниям способствуют такие негативные факторы, как работа с химическими веществами, тяжелый физический труд, переохлаждение или перенагревание, длительное сидение или стояние и т.п. Чрезвычайно важным в данном вопросе является и питание женщины. Неполноценный прием пищи, особенно в юном возрасте, может стать причиной рахита или запоздалого развития половых органов, что в конечном итоге часто приводит к бесплодию, выкидышам, дисменорее (болезненным менструациям). Неправильное, одностороннее питание в репродуктивном периоде также способствует различным нарушениям менструальной и детородной функций.

Кроме того, в медицинском центре «Евромедпрестиж» при сборе анамнеза уделяют пристальное внимания таким факторам, как курение, злоупотребление спиртными напитками, хроническим стрессовым ситуациям. В частности, общеизвестно, что нервное напряжение способно вызвать прекращение менструации, а чрезмерный прием алкоголя в дальнейшем может привести к невозможности выносить ребенка. Учитывая все это, специалист может быстро и точно поставить женщине диагноз и подобрать наиболее подходящее ей лечение.

5360 руб.Стоимость комплексной программы у врача гастроэнтеролога

СКИДКА 25%НА ПРИЕМ ВРАЧА КАРДИОЛОГА

- 25%первичный
приём врача
терапевта по выходным

Особенности специального гинекологического анамнеза

По словам специалистов нашего медицинского центра, сбор специального гинекологического анамнеза включает в себя выяснение довольно широкого круга факторов, связанных с состоянием половой и репродуктивной системы женщины. В частности, особое внимание уделяется характеру менструальной, половой, детородной и секреторной функций, перенесенным ранее гинекологическим и венерическим заболеваниям, а также различным предшествовавшим оперативным вмешательствам.

Оценка менструальной функции — первичное звено в сборе гинекологического анамнеза, имеющее большое значение для дальнейшей диагностики заболеваний. При ее оценке главной целью является установление следующих моментов:

  • время начала первой менструации (иначе — менархе) и особенности, связанные с ней
  • продолжительность менструального цикла, с какого времени установился регулярный цикл
  • продолжительность и характер самого менструального кровотечения, его особенности, величину кровопотери
  • возможные изменения в менструальном цикле после начала половой жизни, родов, абортов.
  • дата последней нормальной менструации

Теперь подробнее поясним, какое значение имеют вышеназванные характеристики для сбора анамнеза и установления максимально точного диагноза.

Время начала первой менструации свидетельствует о развитии половых органов девушки: идет ли оно нормальным ходом или же имеет какие-либо отклонения. Например, появление первых менструаций позже 16 лет и болезненность менархе может говорить об инфантилизме (недоразвитости) половой системы. На это же указывает позднее установление регулярного менструального цикла (свыше полугода). Вместе с тем, в данном вопросе необходимо учитывать наследственные факторы. Если у матери менструации начались поздно, то, скорее всего, у дочери будет происходить то же самое.

Особенности менструального цикла и протекания самой менструации позволяют квалифицированному специалисту сделать выводы о возможности наличия тех или иных заболеваний у пациентки. Приведем некоторые примеры:

  • обильные и продолжительные кровотечения — часто возникают в результате воспалительных процессов в матке или нарушения функции яичников, а также при неправильных положениях матки и различных заболеваниях, связанных с застоем крови в органах малого таза. Из негинекологических проблем в данном случае можно заподозрить инфекционные заболевания, гиповитаминоз или же нарушения кровообращения;
  • межменструальные (ациклические) кровотечения — могут являться симптомами наличия опухолей или полипов матки или яичников, а также результатом гормонального дисбаланса в организме женщины;
  • отсутствие менструаций в репродуктивном возрасте (кроме периодов беременности и кормления грудью) — повышает подозрения на поликистоз яичников, на нейроэндокринные расстройства, различные интоксикации организма;
  • болезненные менструации — в ряде случаев являются следствием полового инфантилизма, неправильного положения матки, эндометриоза или воспалительных заболеваний половых органов.

Исходя из этого, можно заключить, что чрезвычайно важно на приеме у врача для сбора анамнеза дать максимальную полную информацию о менструальном цикле. В том случае, если какой-либо неприятный симптом имеется, однако проведенное гинекологическое обследование не обнаружило заболевания, в нашем медицинском центре «Евромедпрестиж» женщину проконсультируют у специалиста другого профиля (невропатолога, эндокринолога, венеролога, уролога, хирурга, психолога, мануального терапевта). Такой комплексный подход к лечению позволяет выявить возможные отклонения на ранних стадиях и сделать лечение максимально более эффективным.

Как уже было сказано выше, специальный гинекологический анамнез — широкое понятие и подразумевает под собой не только информацию о менструальной функции. Также для врача важно выяснить определенные особенности половой жизни женщины. Во-первых, это полноценность полового влечения (либидо), так как его снижение или отсутствие по достижении репродуктивного возраста может указывать на анатомические отклонения в строении половых органов или на ряд довольно тяжелых гинекологических заболеваний. Затем необходимо узнать у женщины, не наблюдается ли нарушений собственно полового акта, и не испытывает ли она болей при нем. Кроме того, для гинеколога чрезвычайно важными являются вопросы контрацепции, которую применяет пациентка. Например, внутриматочные контрацептивы сами по себе могут вызывать ряд болезненных симптомов (болезненные менструации, обильные кровотечения и тому подобное).

И, наконец, информация о перенесенных ранее гинекологических или венерических заболеваниях, получаемая в ходе сбора анамнеза, может значительно помочь врачу в установлении основной причины жалоб пациентки. Иногда встречаются случаи, когда старые, не до конца вылеченные болезни проявляются спустя какое-то время. Если специалист располагает сведениями об имевшихся ранее проблемах, то ему не составит труда определить это, а значит, в максимально короткие сроки назначить эффективное и комплексное лечение.

1Array ( => Беременность => Гинекология) Array ( => 4 => 7) Array ( => https://akusherstvo.policlinica.ru/prices-akusherstvo.html =>.html) 7

Влияние состояния соседних органов на половую систему. Анамнез мочеполовой системы и кишечника

Согласно данным гинекологов нашего медицинского центра «Евромедпрестиж», заболевания половых органов у женщин нередко сопровождаются нарушениями в функционировании прямой кишки и мочевой системы. Во многом это обусловлено близким анатомическим расположением этих органов. Также существует определенные связи между ними в нервно-сосудистой и лимфатической системах.

Расстройства мочевой системы из-за каких-либо гинекологических заболеваний обычно проявляются в учащении мочеиспускания, его болезненности, недержании мочи. При этом каждый симптом может говорить о различных отклонениях. Так, учащенное мочеиспускание характерно для таких заболеваний, как циститы, опухоли яичника, миома матки, а также для опущения стенок влагалища и перешибов матки кзади.

При опухолях внутренних половых органов характерным является затрудненное мочеиспускание. Боли при этом могут говорить о различных маточных воспалительных заболеваниях. В свою очередь, недержание мочи нередко свидетельствует о неких анатомических изменениях в строении половых органов, что часто приводит к бесплодию в репродуктивном возрасте.

Нарушения в нормальной работе кишечника обычно представляют собой такие проблемы, как запоры, поносы, боли и др. Стоит знать, что запоры иногда возникают из-за воспалительных процессов, локализующихся в области малого таза, перегибах матки, ее опухолях. В данном случае нарушения возникают либо в результате наличия механического препятствия, либо в результате сбоев в кровообращении.

Вместе с тем, такое расстройство, как понос, может быть следствием туберкулезного поражения матки или тазовых органов. Недержание кала является симптомом разрыва ряда связок в промежности. Сильные боли при дефекации чаще всего говорят о трещинах заднего прохода и геморрое, хотя могут появиться вследствие воспаления придатков матки.

Анамнез (anamnesis; греч. anamnē sis воспоминание) - совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Анамнез как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного .

Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов. В современной клинической медицине анамнез продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии анамнез по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

Используя анамнестический метод, врач обязан следовать правилам деонтологии (см. Деонтология медицинская ). Во время сбора анамнеза должно быть достигнуто взаимопонимание и доверие между врачом и больным, гарантирована врачебная тайна. Сбор анамнеза проводится в отсутствие других больных. Необходимо вначале выслушать самого больного - все, что он считает необходимым сообщить врачу, а затем задавать вопросы, не навязывая при этом свою характеристику симптомов и не подсказывая возможный ход развития болезни. Важно добиться получения достоверных сведений, что возможно при адекватном отношении больного к своей болезни. Иногда со стороны больного возможны диссимуляция, аггравация или симуляция; от опыта врача зависит умение распознать эти отклонения, выяснить их мотивацию. При обследовании больных, находящихся в крайне тяжелом или бессознательном состоянии, а также глухонемых используют сведения, получаемые от родственников больного и других знающих его лиц. В случае онкологического, венерического заболевания, туберкулеза, а также при экспертном обследовании анамнез обязательно дополняется данными медицинской документации.

Основные разделы анамнеза - анамнез болезни и анамнез жизни, каждый из них собирается по определенному плану.

Анамнез болезни (anamnesis morbi) - сведения о возникновении и течении болезни. Устанавливают время и последовательность возникновения жалоб, характер начала болезни. Надо иметь в виду, что иногда болезнь после появления некоторых симптомов может затем длительно не проявляться, а в дальнейшем возникает осложнение, ошибочно принимаемое за начало болезни. Устанавливают причинные и способствующие развитию болезни факторы, повод для первого обращения к врачу, результаты проведенных исследований и установленный диагноз. Далее выясняют в хронологической последовательности течение заболевания, изменение субъективных и объективных признаков болезни в периоды обострений, длительность ремиссий. Короткий анамнез болезни дает основание подозревать острое заболевание или злокачественный процесс, а рецидивирующее течение - хронический процесс чаще воспалительного или аллергического характера. Устанавливают характер и последовательность появления новых симптомов, осложнений, динамику трудоспособности больного. Узнают, в какие лечебные учреждения обращался больной, какие применялись методы лечения, их эффективность. При возможности выявляют название и дозы применявшихся лекарств, оценивают их адекватность, эффект, переносимость, проявление побочных действий (фармакологический анамнез ). Эти сведения обеспечивают преемственность в лечении на новом этапе болезни.

Анамнез жизни (anamnesis vitae) - сведения, характеризующие физическое, психическое и социальное развитие обследуемого, излагаемые в определенной последовательности. Объем этих сведений варьирует в зависимости от условий, в которых больному оказывается медпомощь. В неотложной ситуации выясняются только основные моменты, необходимые для диагноза и лечения. В целом, чем подробнее собран анамнез жизни, тем более понятен врачу больной с его индивидуальными особенностями, знание которых помогает уточнению диагноза и прогноза болезни, тактики лечения, профилактических рекомендаций. Необходимыми разделами анамнеза жизни являются: физическое и психическое развитие в детстве и юности; семейная жизнь и бытовые условия; вредные привычки; профессиональный анамнез ; перенесенные заболевания; аллергологический анамнез ; наследственность. У женщин собирают также акушерский анамнез .

Оценка физического и психического развития больного в детстве, его этническая принадлежность, место рождения дают возможность заподозрить некоторые врожденные и эндемические заболевания. Для оценки психического развития больного важно уточнить, в каком возрасте он начал учиться в школе, какая была успеваемость, сколько классов окончил. Существенными для понимания больного являются сведения о его половом развитии, начале и особенностях семейной жизни. Выясняются условия жизни: характеристика жилища; материальная обеспеченность; полноценность питания (характер пищи, регулярность ее приема, периоды нарушенного питания); продолжительность и регулярность отдыха; занятия физкультурой и спортом. Уточняют, в каких местностях проживал или бывал обследуемый в течение жизни (климатический анамнез ). Активно выясняют наличие и характер вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков, тонизирующих или токсических веществ; с какого возраста и в каком количестве употребляет их больной.

Профессиональный анамнез включает сведения о всех этапах трудовой деятельности, службе в армии (род войск); о возрасте, в котором больной начал работать, приобретенных профессиях, должности; имеется ли инвалидность, ее причина, группа. Необходимо составить представление о трудовом процессе и режиме труда, физических, химических и бактериологических профвредностях, санитарном состоянии помещений. Важно выяснить мнение больного о связи заболевания с тем или иным вредным фактором, влиянии его на трудоспособность. У пожилых выясняют участие в Великой Отечественной войне, с какого возраста на пенсии, занимается ли общественной работой.

Перенесенные заболевания, а также травмы, операции, контузии, ранения выясняют в хронологической последовательности, начиная с детства, отмечают их тяжесть, осложнения. Необходим анализ возможной связи настоящего заболевания с ранее перенесенной болезнью или ее лечением.

Аллергологический анамнез включает сведения о наличии аллергических заболеваний у больного и его родственников. Обязательно уточняют проявления аллергии (крапивница, отек Квинке, анафилактоидные реакции, шок, отек слизистых оболочек носа, голосовых связок, бронхообструктивный синдром и т.д.), по возможности выясняют аллерген или предполагают его отношение к какой-либо группе веществ (лекарство, летучие вещества, пищевые продукты, вакцины, сыворотки и т.д.).

При выяснении роли наследственности в развитии болезни устанавливают наличие того же заболевания или сходных болезней у кровных родственников. Выясняют возраст и причины смерти умерших родственников в предшествующих поколениях, здоровье детей больного. Уточняют наличие сходных болезней по линии только одного или обоих родителей.

Акушерский анамнез касается детородной функции женщины. Выясняются цикличность и характер менструаций, число беременностей, абортов, родов, особенности их течения, осложнения, перенесенные гинекологические заболевания, возраст наступления менопаузы. В период беременности и родов женщина обследуется всесторонне, и тогда нередко впервые выявляются скрыто протекавшие заболевания (например, пороки сердца, пиелонефрит, сахарный диабет и др.).

Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам (аллергия, боли в грудной клетке, острый живот и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного ощущение уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

Достоверность анамнеза оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать им желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось лечение, его результаты, наличие реакций на лекарства.

Анамнез жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и питание беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли беременность в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и рост; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял грудь в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены докорм, прикорм, витамины; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; сон, его особенность и продолжительность; прогулки, закаливание; когда прорезались первые зубы и порядок их прорезывания. Анамнез обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

Собирая анамнез жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы поведение дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась туберкулиновая проба и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое внимание уделяют выявлению наследственных заболеваний.

В процессе обследования и лечения больного данные анамнеза уточняются дополнительными сведениями.

Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на воспоминания больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный анамнез и объективный анамнез , каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, конфабуляции и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на период полового созревания, юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и генез заболевания. Следует осторожно относиться к данным анамнеза о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез . Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А. В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, пер. с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А. Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.