Брак план обществознание. Семья и брак. Порядок заключения и расторжения брака

Близость родства определяются при помощи установления степени родства.

Степень родства – число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве. При подсчете числа рождений рождение самого предка во внимание не принимается.

(п) Мать и сын – первая степень, бабушка и внук – вторая степень.

Родству придается юридическое значение, от него следует отличать свойство.

Свойство – отношение между родственниками одного супруга (теща, зять, пасынок, падчерица, мачеха, отчим) или родственниками обоих супругов (отец жены, отец мужа).

Свойство правом не регулируется, за исключением прямо предусмотренных законом случаев (в СК свойство между мачехой и падчерицей, пасынком включено в фактический состав, порождающий алиментные обязательства).

Муж и жена не являются ни родственниками, ни свойственниками, они состоят в особом правоотношении – супружестве.

Тема 3

Брак как институт семейного права

3) Понятие брака и его сущность

4) Заключение брака

2.1 Порядок и условия заключения брака

2.2 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

3) Прекращение брака

4) Недействительность брака

Понятие брака и его сущность

Брак является комплексным институтом и его определение неизбежно было бы неполным и не могло бы охватить все существующие признаки брака, лежащие за пределами права (Рясенцев).

Брак может определятся как моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного в законе порядка, направленный на создание семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Из этого определения можно выделить признаки:

1) Равноправие – заключается на паритетных началах. Нет дискриминации ни по одному признаку.

2) Добровольность

3) Моногамность – союз одного мужчины и одной женщины.

4) Цель союз – создание семьи. Если брак будет создан по иным соображениям, есть основание признать его недействительным.

5) Такой союз, который заключается с соблюдением правил, установленных государством (только в органах ЗАГСа).

Все эти признаки характеризуют сущность брака.

Историческая сущность брака: здесь могут быть выделены три основные правовые теории, объясняющие правовую природу брака.

ü Теория договора

ü Теория таинства

ü Понимание брака как института особого рода.

1. Теория договора

В Древнем Риме, исторически первая. Все основные формы вступления в брак носили в признаки простой гражданской сделки. Это объясняется тем, что правом регулировалось только имущественное содержание брачных отношений.

2. Теория таинства

С развитием общества семейные отношения стали регулироваться религиозными нормами и браку был придан характер мистического таинства (браки заключаются на небесах). В сферу регулирования попали этические, физические элементы брака. Для того периода времени такой подход был оправданным.

3. Институт особого рода

Историческое развитие общества привело к тому, что на место религии, а иногда наряду с ней, пришли этические представления о браке. Регулировать можно то, что прямо можно урегулировать. При этом брак не рассматривается ни как таинство, ни как институт особого рода (Зайгоровский, Шершеневич, Иоффе).

Порядок и условия заключения брака

Ст. 10 СК: действительным на территории РФ признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа. То есть юридическое значение имеет только зарегистрированный брак – по законодательству РФ ни церковные браки, ни браки, заключенные по местным обычаям или национальным обрядам не имеют юридического значения. Эти браки не порождают ни прав, ни обязанностей.

Исключение: в настоящее время СК представляет возможность признания церковных браков, если они были заключены на оккупированных территориях СССР в период ВОВ до восстановлениях на этих территориях органов ЗАГСа. Эти браки в последующей государственной регистрации не нуждаются (п.7 ст.169 СК).

Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода.

Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.

Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.

Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М.В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем.

Единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.

Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния "должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов". При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГС является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами. Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, который включает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких, как отношения представительства, собственности, алиментные и т.д. Не стоит забывать, что брачное правоотношение как отношение, урегулированное нормами права, не включает в себя многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов. Это характерно не только для брачных правоотношений.

Теория брака как договора, по свидетельству некоторых современных авторов, например М.В. Антокольской, восходит к праву Древнего Рима, где все основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право - сложную юридическую сделку. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия. Римский брак по самой своей сущности оставляет торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается.

Из вышеизложенного понятно, что признаки гражданско-правовой сделки не были присущи всем формам римского брака, как утверждает М.В. Антокольская. Хотя некоторые из них, возможно, на каком-либо периоде такими признаками обладали.

В российской дореволюционной науке существовала интересная теория крестьянского брака, так называемая артельная теория, согласно которой считалось, что кровное родство в семье не составляет ее основу, а является элементом случайным, положение главы крестьянской семьи - не что иное, как положение распорядителя общего хозяйства, точнее - артельного старосты. При этом все имущество семьи принадлежит не главе семьи лично, а всем членам семьи сообща как дольщикам общей совместной собственности, и права таких дольщиков основываются не на кровном родстве, а на личном труде каждого и притом в размере действительного участия. Такое воззрение заставляет рассматривать семью и брак как нечто вроде договора, имущественной сделки. Этой позиции придерживались многие русские ученые, например Оршанский, Ефименко, Матвеев.

Существо брака как имущественной сделки объяснялось тем, что брак производит перемещение известной ценности из рук родителей невесты в руки жениха, при этом под ценностью понималась рабочая сила женщины. Таким образом, брак является договором купли-продажи о приобретении рабочей силы и иного имущества как средств семейного хозяйства.

Позже возникла теория брака как договора между самими супругами, а не между женихом и родителями невесты. Однако довольно большое количество ученых критиковали и критикуют такую договорную теорию брака. В обоснование своих возражений часто приводится довод о том, что договор не может порождать брачное правоотношение, поскольку договор - это всегда нечто временное, касающееся имущества, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью супругов или утратой взаимной любви и уважения. Однако здесь следует согласиться с М.В. Антокольской, которая правильно замечает, что недостатком таких доводов является перенесение этических представлений о браке в область права. "Право, - пишет М.В. Антокольская, - безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может включать в себя этические нормы".

И тем не менее утверждение о том, что право регулирует имущественные отношения между супругами, еще не дает повода говорить о том, что брак является гражданско-правовым договором. Внешне брак подпадает под действие ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о том, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Безусловно, мужчина и женщина, вступившие в брачный союз, устанавливают, изменяют и прекращают для себя некоторые гражданские права. Однако при вступлении в брак будущие супруги не оговаривают права и обязанности, которые должны возникнуть в силу такого договора, т.е. не устанавливают содержание договора, и между тем такие права и обязанности все же возникают, но возникают автоматически в силу закона. При этом крайне сомнительно говорить о том, что супруги, вступая в брак, заранее имели цель приобрести все предусмотренные права и обязанности и на этом основании строить договорную теорию брака. Если следовать этой концепции, то заявление об отцовстве мужчины, не являющемся мужем матери ребенка, является гражданско-правовым договором между отцом и ребенком (в лице матери ребенка, которая дает согласие на такую запись, что вытекает из обязательности совместного с матерью подписания заявления об отцовстве - ст. 51 СК РФ), согласно которому отец принимает на себя обязательство по содержанию и воспитанию ребенка, а ребенок по достижении совершеннолетия обязуется содержать нетрудоспособного отца. Но ведь очевидно, что такое заявление не может считаться договором, а является лишь юридическим фактом, который порождает соответствующие правоотношения. Иначе нам придется значительное количество поступков трактовать как гражданско-правовые договоры либо односторонние сделки.

Кроме того, в отрицание концепции брака как договора можно привести следующее обоснование. Ни ведение общего хозяйства, ни рождение детей не является обязательным элементом брака. В таком случае что можно назвать предметом такого договора? Очевидно, что у этого договора предмета нет, что исключает и саму возможность его существования.

Итак, учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что брак не является договором. При этом сама регистрация брака является административным актом, а возникающее брачное правоотношение - институтом, в котором наличествуют элементы многих гражданско-правовых институтов.

брак имущественный гражданский правовой договор

Главным звеном семейного права является брак. Определения брака в Семейном кодексе РФ не содержится. Оно вытекает из общей теории семейного права. Перечень законных требований, которые должны быть соблюдены при заключении брака, и последствий регистрации брака, позволяет определить брак следующим образом:

Брак - это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Государственная регистрация брака означает, что по российскому законодательству ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным или национальным обрядам, не являются браком с юридической точки зрения и не порождают правовых последствий. Оформление брака в церкви является личным делом вступающих в брак и может иметь место как до, так и в любое время после регистрации брака, но не вместо. Однако во всех случаях юридически брак считается существующим только после его официальной регистрации в органах загса. Именно со дня государственной регистрации брака у супругов возникает целый комплекс взаимных прав и обязанностей, а ребенок, рожденный после государственной регистрации брака, считается рожденным в браке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Согласно ст. 10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, что порождает права и обязанности супругов, вступивших в брачно-семейные отношения. Закон регламентирует условия и порядок заключения брака.

Условия вступления в брак:

– наличие взаимного добровольного желания мужчины и женщины;

– достижения ими брачного возраста.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака . Не допускается заключение брака между:

Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

Близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

Усыновителями и усыновленными;

Лицами, хотя бы одно из которых признано судом недееспособным;

Лицами одного пола.

Порядок заключения брака:

Брак регистрируется путем подачи заявления в органы ЗАГСа не менее чем за месяц до регистрации. В особых случаях (беременность, рождение ребенка непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления;

Отказ в регистрации брака может быть обжалован в судебном порядке. Согласно закону, брак может быть расторгнут по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанным недееспособным.


Прекращение брака осуществляется в результате следующих юридических фактов:

- признание брака недействительным;

- расторжение брака;

- смерть одного из супругов или объявление одного из супругов умершим .

Рассмотрим более подробно эти обстоятельства.

1. Признание брака недействительным. Осуществляется только в судебном порядке по следующим основаниям:

Отсутствует хотя бы одно из условий заключения брака;

Имеется хотя бы одно обстоятельство, препятствующее заключению брака;

Заключение фиктивного брака (без намерения создать семью);

Если одно из лиц, вступивших в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции.

Последствия признания брака недействительным зависят от того, добросовестный супруг или нет. Добросовестным признается супруг, который не знал и не мог знать о наличии препятствий к заключению брака. Недобросовестный супруг знал о наличии препятствий к вступлению в брак.

В случае недобросовестности обоих супругов (фиктивный брак) брак не порождает семейно-правовых последствий, он недействителен с момента его регистрации (в отличие от развода). Добросовестный супруг выходит из недействительного брака с полным набором прав - при желании он может сохранить фамилию, если взял ее при регистрации (личное неимущественное право), имущественные права (имущество в отношении его делится в соответствии с нормами об общей совместной собственности, может взыскать алименты, есть новелла - может взыскать убытки, причиненные браком и моральный вред - тяжкие физические или нравственные страдания). Недобросовестный супруг никаких прав, предусмотренных СК не получает. Он лишается фамилии, если получил ее в браке, имущество, нажитое в браке, делится в соответствии с нормами ГК об общей долевой собственности, лишается права на алименты, даже если он нетрудоспособен и нуждается.

Последствия недействительности брака для ребенка . Ребенок, рожденный в браке, признанном недействительным, обладает теми же правами, что и ребенок, рожденный в действительном браке. Не требуется устанавливать отцовство для взыскания алиментов, для наследования - он становится наследником автоматически.

2. Расторжение брака. Развод.

Свобода вступления в брак допускает и свободу развода. Развод - это и правовое, и социальное явление (крушение института брака).

В Законе нет формального перечня обстоятельств, которые могут служить основанием для развода. Наше законодательство не перечисляет причин развода, поскольку наше государство традиционно относится к разводу как к констатации распада семьи, а не как к каре за дурное поведение.

СК РФ ограничивает свободу развода в следующем случае: муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе в период беременности жены и в течение одного года с рождения ребенка.

По общему правилу расторжение брака производится в органах ЗАГСа , за исключением случаев развода в судебном порядке .

1. Расторжение брака в ЗАГСе подразумевает два порядка:

1.1 Обычный порядок - развод по заявлению обоих супругов при наличии следующих обстоятельств:

Взаимное согласие на развод;

Отсутствие у супругов несовершеннолетних детей.

1.2 Упрощенный порядок - по заявлению одного из супругов, только при наличии следующих обстоятельств:

Признание другого супруга безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК);

Признание другого супруга недееспособным;

Если другой супруг отбывает срок лишения свободы свыше трех лет.

2. В судебном порядке расторгаются браки супругов:

Имеющих несовершеннолетних детей;

Если один не согласен на развод;

Спорящих между собой по поводу раздела совместноприобретенного имущества.

Развод подлежит государственной регистрации на основании выписки из решения суда, которую суд направляет в орган загса в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

3.Смерть супруга.

Смерть любого супруга (объявление умершим по ст. 45 ГК) является основанием для прекращения брака.

С момента регистрации брака супруги имеют равные права и обязанности как имущественного , так и неимущественного характера. Неимущественные права и обязанности супругов сводятся к следующим:

1. Личные права супругов:

– свободный выбор рода занятий, профессии, места пребывания и места жительства;

– свободный выбор фамилии – добрачной мужа или жены, либо двойной;

– перемена фамилии без расторжения брака.

2. Личные обязанности супругов:

– строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

– содействовать благополучию и укреплению семьи;

– заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Имущественные права и обязанности между супругами включают отношения супружеской собственности, и регулируются либо санкционируются Семейным кодексом Российской федерации, который устанавливает два режима супружеской собственности :

1. Легальный (предусмотренный СК РФ);

2. Договорный.

Рассмотрим легальный режим супружеской собственности, который включает в себя основных понятия:

1. Состав и режим собственности каждого из супругов.

К неделимой собственности каждого из супругов относится:

1.1. Все, что каждый из них приобрел до регистрации брака, - т.е. надо сохранять документы о приобретении, иначе в суде невозможно доказать, что это раздельное имущество.

1.2 Все, что каждый получил в период брака в дар, в порядке наследования или по другим безвозмездным сделкам, должно быть свидетельство о праве на наследство, подтвердить, что имущество подарено гораздо сложнее. Если подарок сделан обоим, это общая совместная собственность, если по отдельности - то отдельная собственность каждого (например, свадебные подарки) - простая письменная форма договора дарения.

1.3 Предметы индивидуального пользования - собственность каждого из супругов, за исключением драгоценностей и иных предметов роскоши. Драгоценность, которая является одновременно и предметом индивидуального пользования, по правовому режиму является общей совместной собственностью. При разделе имущества эта вещь будет поделена (т.е. супруг, который пользуется, должен будет отдать другому 1/2 стоимости). Ни в законе, ни в постановлении нет перечня предметов роскоши. Доктрина: предмет роскоши определяется в зависимости от уровня потребления семьи. Если предмет роскоши был подарен, то это собственность одного супруга. Но должна быть письменная форма. Если предмет роскоши был приобретен в браке обоими супругами - это уже режим общей совместной собственности. Наш закон умалчивает о предметах профессиональной деятельности каждого из супругов, если им пользуется один супруг. В доктрине отмечается, что предметы профессиональной деятельности должны иметь аналогичный режим с предметами роскоши (общая совместная собственность).

1.4 Однократные выплаты целевого характера, связанные с личностью данного супруга, (например Нобелевская премия).

1.5 Имущество, которое нажито каждым супругов в период раздельного проживания, если в суде будет доказано фактическое прекращение ими семейных отношений.

2. Состав и режим общей совместной собственности супругов - имущество, которое супруги приобрели в период зарегистрированного брака (кроме собственности каждого из них).

Имущество супругов – это:

1. Доходы от различного рода трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности; различные денежные выплаты, не имеющие целевого характера (пенсии, пособия);

2. Приобретенные за счет общих доходов различные движимые и недвижимые вещи (дом, пай в кооперативе);

3. Любое другое имущество, приобретенное в период зарегистрированного брака, независимо от того, на чье имя оно зарегистрировано и кем из супругов внесены соответствующие средства (супруги имеют равные права на общую совместную собственность, даже если один из супругов по уважительным причинам не участвует в создании материального благосостояния семьи).

Если один из супругов не участвует в создании материального благосостояния семьи по неуважительным причинам, то он не имеет права на равную долю. Общей совместной собственностью супругов при определенных условиях может стать собственность одного из них - ст. 37 СК РФ. Например, если в собственность одного из супругов произведены совместные вложения трудом обоих супругов денежными средствами, либо если в собственность одного из супругов другой супруг произвел вложения трудом либо деньгами, и если при этом стоимость имущества существенно возросла, то такое имущество становится общей совместной собственностью.

Основное правило совместной собственности супругов - супруги владеют, пользуются и распоряжаются общей совместной собственностью по обоюдному согласию (сообща), причем согласие другого супруга при распоряжении одним из них таким имуществом презюмируется. Но в ряде случаев надо получить согласие другого супруга, нотариально оформленное (ст. 35 СК РФ), например:

1. Если речь идет о распоряжении общей недвижимостью.

2. Если один из супругов совершает какую-либо сделку с общим имуществом, требующую нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Договорный режим имущества супругов. При заключении брака супруги вправе урегулировать имущественные отношения между собой путем заключения брачного договора (гл. 8 Семейного кодекса РФ).

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Такой договор может быть заключен в любое время, как до регистрации брака, так и после таковой, но при заключении его до регистрации брака вступление в силу договора произойдет с момента государственной регистрации брака. При этом в любом случае требуется нотариальное удостоверение письменной формы брачного договора.

По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации для изменения и расторжения договора.

Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака за исключением тех обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.

Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для недействительности сделок.

Суд может также признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.

Институт семьи и брака

1.Определение семьи:

а) Семья - юридически оформленный союз мужчины и женщины.

б) Семья-комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.

2. Семья как социальный институт:

а) деятельность семьи направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей;

б) устойчивая форма организации отношений.

3.Семья как социальная группа:

а) основана на браке и кровном родстве;

б) связана общностью быта и взаимной ответственностью.

4. Функции семьи как способа проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов:

а) репродуктивная;

б) воспитательная;

в) хозяйственно-экономическая;

г) эмоционально-психологическая;

д) социально-статусная;

е) сексуальная;

ж) досуговая;

з) социализации.

5. Типология семей:

а) по числу детей: многодетные, среднедетные, малодетные, бездетные;

б) по характеру распределения домашних обязанностей: традиционная, коллективистская;

в) по родственной структуре:

    моногамная (включает нуклеарный и расширенный подтип семьи),

    полигамная (включает в себя полиандрию (многомужество) и полигинию (многоженство);

г) по типу наследования: патрилинеальная и матрилинеальная;

д) гетерогенная (супруги - выходцы из разных социальных страт) и гомогенная (супруги - выходцы из одной социальной страты).

6. Социальный институт брака.

Брак - исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности

7. Виды брака:

а) юридический брак (светский);

б) гражданский брак;

в) церковный брак.

8. Варианты семейного воспитания детей:

1 классификация: а) детоцентристское;

б) прагматическое;

в) профессионалистское.

2 классификация: а) либеральное;

в) демократическое.

9.Ценности семьи:

а) ценности супружества;

б) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

в) ценности родительства, воспитания детей;

г) ценности родственных связей;

д) ценности, связанные с саморазвитием;

е) ценности внесемейных коммуникаций;

ж) ценности профессиональной занятости.

10. Принципы семейных отношений:

а) добровольность брачного союза;

б) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

в) равенство прав супругов;

г) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии;

д) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

11.Тенденции развития семьи в современном мире:

а) увеличение числа семей нуклеарного типа с добавлением одного или двух родителей супругов, разрушение многопоколенной семьи;

б) изменение положения женщин в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

в) семья все меньше зависит от социальных норм и санкций и все больше - от межличностных отношений;

г) растет количество юридически не оформленных союзов и рожденных в них детей (т.е.фактическое разделение институтов семьи и брака);

д) снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений;

е) падение рождаемости, увеличение числа отказов от детей и даже случаи их самоубийств;

ж) рост числа одиночек, неполных семей;

з) усиление девиантного поведения в семье;

и) рост числа разводов, повторных браков;

к) рост числа ранних рождений;

л) сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга.

12. Государтсвенная политика поддержки семьи:

а) учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными);

б) установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам);

в) введены особые льготы (например, перевод беременных и женщин, имеющих детей до 3 лет, в соответсвии с медицинскими требованиями на более легкую работу);

г) развитие механизмов финансового стимулирования рождаемости, в частности, выплата «материнского капитала»;

д) разработка и реализация в общероссийском масштабе программ строительства жилья для молодежи;

е) расширение сети и увеличение финансирования государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих реализацию задач по планированию семьи, дошкольное воспитание детей, культурно-просветительскую работу с подростками и молодежью по проблемам семейных отношений, спортивно-массовую работу с молодежью;

ж) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, повышение авторитета семьи в обществе, ценности брака, человеческой жизни;

з) проведение обязательной ежегодной диспансеризации молодых людей;

и) изучение проблем семьи, демографических установок граждан, их отношения к деятельности государства и местной власти в демографической сфере;

к) осуществление в СМИ активной пропаганды быта благополучных молодых, многодетных, многопоколенных семей.

Введение

Теоретическая часть

Брак как социальное явление

Брак как правовой институт

Практическая часть

Заключение

Библиографический список

Введение

Первая форма семейных отношений появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки. Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства, но и со стороны общества. Правовая и социальная природа данного института представляет интерес для исследователей и в настоящее время.

Объектом настоящего исследования стал институт брака в российском семейном праве. Предмет исследования составляют нормы семейного законодательства России, научная и учебная литература по исследуемой теме. Целью работы является анализ института брака в российском семейном праве. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

анализ брака как социального явления

исследование брака как правового института.

Практическая часть

. Брак как социальное явление

Брак в первую очередь - продукт общества и является явлением социальным. В основном и в самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе.

М.В. Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений.

А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой - вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская.

В религиозном смысле брак - это мистический союз, таинство или, как писал А.И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной.

Брак - это способ регулирования сексуальных отношений в обществе от промискуитета до эгалитарного союза. Существует мнение, что "выживание людей как вида и эволюционный прогресс стали возможны лишь благодаря уникальному сочетанию сексуального и репродуктивного поведения". Бесспорно, важнейшим фактором социализации людей является именно упорядочение отношений между полами. Становление человеческого общества предполагало обуздание основного животного инстинкта - сексуального, установление особых форм отношений между мужчиной и женщиной, к числу которых относятся брак и семья. Из ничем не ограничиваемого инстинкта размножения выводились социальные особенности жизнедеятельности человека. Во все исторические эпохи брак носил универсальный характер, поскольку в человеческом браке есть нечто большее, коренящееся в глубочайшей сущности человеческой природы и общества, совмещающее экономическое и сексуальное (репродуктивное) воедино. На протяжении всей человеческой истории брак является социальным основанием, порождающим отношения не только супружества, но и родительства.

Брак - это уникальная форма удовлетворения потребности человека в детях (в своем продолжении), а для человечества в целом - это основной способ простого воспроизводства населения. Демографическая функция является главной и специфической функцией брака как социального организма. В.В. Ярков указывал на то, что брак является основой семьи, предназначение которой прежде всего в воспитании детей и заботе об их будущем, что не может не затрагивать интересы современного общества. Именно поэтому условия вступления в брак, основания его расторжения не могут считаться частным делом самих супругов. Вступая в брак, они берут на себя определенные обязанности, главная из которых - воспитание детей. В этом и состоит тот общественный интерес, во имя которого государство сохраняет за собой право вмешиваться в эту сферу человеческой жизни.

. Брак как правовой институт

Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода.

Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.

Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.

Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М.В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем.

Единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.

Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния "должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов". При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГС является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами. Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, который включает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких, как отношения представительства, собственности, алиментные и т.д. Не стоит забывать, что брачное правоотношение как отношение, урегулированное нормами права, не включает в себя многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов. Это характерно не только для брачных правоотношений.

Теория брака как договора, по свидетельству некоторых современных авторов, например М.В. Антокольской, восходит к праву Древнего Рима, где все основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки. Каноническое право усматривает в браке в одно и то же время таинство и договор, современное гражданское право - сложную юридическую сделку. Римское же право рассматривало брак как фактическое состояние вещей (res facti), хотя и влекущее за собой важнейшие юридические последствия. Римский брак по самой своей сущности оставляет торжественный акт без внимания. Он возникает и существует постольку, поскольку фактически имеются в наличии два фундаментальных элемента: сожительство (объективное требование) и супружеская любовь, maritalis affectio (субъективное требование), поэтому при отсутствии одного из этих моментов брак прекращается.

Из вышеизложенного понятно, что признаки гражданско-правовой сделки не были присущи всем формам римского брака, как утверждает М.В. Антокольская. Хотя некоторые из них, возможно, на каком-либо периоде такими признаками обладали.

В российской дореволюционной науке существовала интересная теория крестьянского брака, так называемая артельная теория, согласно которой считалось, что кровное родство в семье не составляет ее основу, а является элементом случайным, положение главы крестьянской семьи - не что иное, как положение распорядителя общего хозяйства, точнее - артельного старосты. При этом все имущество семьи принадлежит не главе семьи лично, а всем членам семьи сообща как дольщикам общей совместной собственности, и права таких дольщиков основываются не на кровном родстве, а на личном труде каждого и притом в размере действительного участия. Такое воззрение заставляет рассматривать семью и брак как нечто вроде договора, имущественной сделки. Этой позиции придерживались многие русские ученые, например Оршанский, Ефименко, Матвеев.

Существо брака как имущественной сделки объяснялось тем, что брак производит перемещение известной ценности из рук родителей невесты в руки жениха, при этом под ценностью понималась рабочая сила женщины. Таким образом, брак является договором купли-продажи о приобретении рабочей силы и иного имущества как средств семейного хозяйства.

Позже возникла теория брака как договора между самими супругами, а не между женихом и родителями невесты. Однако довольно большое количество ученых критиковали и критикуют такую договорную теорию брака. В обоснование своих возражений часто приводится довод о том, что договор не может порождать брачное правоотношение, поскольку договор - это всегда нечто временное, касающееся имущества, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью супругов или утратой взаимной любви и уважения. Однако здесь следует согласиться с М.В. Антокольской, которая правильно замечает, что недостатком таких доводов является перенесение этических представлений о браке в область права. "Право, - пишет М.В. Антокольская, - безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может включать в себя этические нормы".

И тем не менее утверждение о том, что право регулирует имущественные отношения между супругами, еще не дает повода говорить о том, что брак является гражданско-правовым договором. Внешне брак подпадает под действие ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о том, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Безусловно, мужчина и женщина, вступившие в брачный союз, устанавливают, изменяют и прекращают для себя некоторые гражданские права. Однако при вступлении в брак будущие супруги не оговаривают права и обязанности, которые должны возникнуть в силу такого договора, т.е. не устанавливают содержание договора, и между тем такие права и обязанности все же возникают, но возникают автоматически в силу закона. При этом крайне сомнительно говорить о том, что супруги, вступая в брак, заранее имели цель приобрести все предусмотренные права и обязанности и на этом основании строить договорную теорию брака. Если следовать этой концепции, то заявление об отцовстве мужчины, не являющемся мужем матери ребенка, является гражданско-правовым договором между отцом и ребенком (в лице матери ребенка, которая дает согласие на такую запись, что вытекает из обязательности совместного с матерью подписания заявления об отцовстве - ст. 51 СК РФ), согласно которому отец принимает на себя обязательство по содержанию и воспитанию ребенка, а ребенок по достижении совершеннолетия обязуется содержать нетрудоспособного отца. Но ведь очевидно, что такое заявление не может считаться договором, а является лишь юридическим фактом, который порождает соответствующие правоотношения. Иначе нам придется значительное количество поступков трактовать как гражданско-правовые договоры либо односторонние сделки.

Кроме того, в отрицание концепции брака как договора можно привести следующее обоснование. Ни ведение общего хозяйства, ни рождение детей не является обязательным элементом брака. В таком случае что можно назвать предметом такого договора? Очевидно, что у этого договора предмета нет, что исключает и саму возможность его существования.

Итак, учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод, что брак не является договором. При этом сама регистрация брака является административным актом, а возникающее брачное правоотношение - институтом, в котором наличествуют элементы многих гражданско-правовых институтов.

брак имущественный гражданский правовой договор

Практическая часть

После развода четы Сапрыкиных бывший муж тяжело заболел, и будучи прикован к постели, находился на попечении своей матери. Бывшая жена решила вновь выйти замуж и привезла их ребенка Алешу к отцу на воспитание, заявив, что сын напоминает ей бывшего мужа, которого она ненавидит. Несмотря на возражения Сапрыкина, и его престарелой матери о возможности воспитывать ребенка, бывшая супруга пригрозила, что если они вернут Алешу, она выгонит его на улицу. Оставив сына у себя, Сапрыкин не смог уделять ему должного внимания. Мальчик стал пробираться и бродяжничать. Можно и в этом случае ставить вопрос о лишении Сапрыкина родительских прав?

Ст. 69 предусматривает исчерпывающий перечень оснований лишении родительских прав, а именно родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

В рассматриваемом нами случае Сапрыкин не может уделить должного внимания и должным образом осуществлять свои родительские права не по причине нежелания, а в силу невозможности этого по причине его болезни, о чем было известно его бывшей супруге. Следовательно, оснований для лишения его родительских прав нет.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в российском семейном законодательстве отсутствует легальное определение брака, в связи с чем в теории возникают различные подходы к пониманию данного института.

Безусловно, брак - это не просто биологический и социальный союз мужчины и женщины, выполняющий репродуктивные функции в обществе, но куда более сложный организм, находящийся под "опекой" государства и права. Именно право своим воздействием превращает связь мужчины и женщины в правоотношение, наделяя их при этом специальным статусом с закреплением особых прав и обязанностей.

Компиляцией всех юридических определений может стать следующая легальная дефиниция брака, которую следовало бы закрепить в ст. 12 СК РФ: "Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, достигших брачного возраста, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния при отсутствии препятствующих заключению брака обстоятельств, порождающий правоотношения супружества, как личного, так и имущественного характера, заключаемый с целью создания семьи"

Возможно, что законодательная фиксация данной правовой категории будет способствовать социально-правовой прочности данного института.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445

.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 N 223-ФЗ (ред. 23.12.2010г.) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.16

.Антокольская М. В. Семейное право. - 3-е изд., перераб. доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010.

.Гражданское судопроизводство: особенности рассмотрения отдельных категорий дел: Учеб.-практ. пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. - М., 2001.

5.Загоровский А.И. Курс семейного права. - М.: Зерцало, 2003.

.Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. - М., 1958.

.Кротов М.В. Понятие и признаки брака / Гражданское право. Учебник / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - Т. 3. - М.: Проспект, 2004.

.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М.: Норма, 2002.

.Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права. - М.: Издательство "БЕК", 2002.